Наши туры в Тибет.
…и страна зовется
    Тибетом

© А.Д. Цендина

«Чжарунг-Кхашор»

…Тогда придет в упадок учение победоносного Будды Шакьямуни. Монастыри наполнятся женатыми мужчинами, храмы превратятся в военные укрытия, а главные монастырские залы — в помещения бойни. Отшельников с гор сгонят в долины. Великие созерцатели станут сеять зерно, медитаторы пустоты — обогащаться. Монахи заведут жен, а благородные духовники станут разбойниками и грабителями. Распри поднимутся, словно ветер. В центральных районах начнутся раздоры и смута. Мудрецы станут военачальниками, святые духовники пойдут воевать, а благородные монахини начнут убивать детей. В отцовских владениях будут хозяйничать чужие, и сыновья не будут наследовать дома отцов. Пpeдвoдителями станут варвары. Маленькие девочки будут бродить в грязи. В пустынных скитах будут раздваться голоса бонцев. Храмовое имущество растащат, изречения и вещи татхагат (термин, обозначающий достигшего просветления будду) распродадут. Святыни тела, гласа и духа (формула, обозначающая изображения Будды, священные книги и ступы) разграбят, назначат цену и продадут. В храмах поставят лошадей и коров и соберут там нечистоты. В то время в сердца монахов проникнут цари демонов, в сердца тарничей (заклинатели) —злые духи, в сердца бонцев — огненные духи, в сердца мужчин — демоны-самцы, в сердца детей — злые черти, в сердца женщин — демоны-самки, в сердца благородных монахинь — страшные вампиры, в сердца девочек — чертовки; одним словом, в сердце каждого тибетца обоснуется злой дух. Признаками этого будет следующее. [Люди] будут носить различные непарные одежды. Благородные духовники станут наряжаться, монахини — смотреться в зеркало. Охраняя себя, люди будут уповать на оружие, в еду подмешивать яд. Мудрецы и учителя станут обучать дурному. Правители не смогут быть хозяевами своего ума. Люди потеряют скромность и стыд, женщины лишатся власти над телом. Ученые духовники откажутся от обетов, тарничи забудут клятвы. Злые демоны, духи гор и лесов, Вишну (в индуизме и буддизме — бог-хранитель мироздания), демоны болезней, злые черти умножатся. Каждый год [будет разноситься] весть, и люди станут надевать новые украшения и одежды. Простолюдины примутся преподавать учение. Женские речи наполнятся высокомерием. Лжецы будут давать благословение. Обманщики займут место великих созерцателей. Болтунов и краснобаев нарекут мудрецами. Мужи будут нарушать клятвы и гордиться этим. Рабы станут управлять государством, а цари превратятся в рабов. Жестокие палачи выйдут в начальники. Ужасных грешников будут считать народными защитниками. Ламы, знатоки глубин сокровенных тарнии (заклинания, отсанскр. «дхарани») станут бродить, как собаки. А не дававшие обетов, порочные школяры, встав на путь ложного учения о перерождении демонов, пыжась, как львы, будут убивать учителей-лам. Как они смогут так [поступать]?! Святых, мудрецов и тех, кто живет по наказам Будды, а также тех, кто придерживается тайных законов, будут оскорблять и поносить разными словами. Как они смогут так [поступать]?! Простые люди станут одеваться в благородные одежды из шелка, а высокие духовники — ходить в монгольских платьях. Изверги, убивающие людей, наденут светло-красные накидки духовенства. Люди начнут с усердием учить неверные заклинания. Монахи станут варить яды. Торговлю и обман будут принимать за одно и то же. Начнут сочинять и печатать различные лживые книги. Наказы Будды и наставления учителя Дорчже (По-видимому, имеется в виду Падмасамбхава. «Дорчже» на тибетском языке означает — «алмаз» санскр. «ваджра». Падмасамбхава же считается основателем в Тибете тантризма, или «ваджраяны» — «Алмазной колесницы!.) станут подвергать сомнениям. Распространятся превратные учения, не существовавшие ранее. Извращенные действия станут повсеместными явлениями, люди будут делать то, что не делали раньше. Благие обычаи будут позабыты, а плохие дела и дурное поведение станут привычными. Люди с жадностью примутся пожирать подношения и жертвы Трем драгоценностям (символическое обозначение Будды, его учения и общины монахов). Так живые существа пойдут по не- верной дороге. Придерживаясь дурных дел и поведения, они забудут всех былых хранителей веры и перестанут защищать веру и служить ей. Все планеты заблудятся, появятся новые огромные звезды. Дожди в нужное время идти не будут. Но потоки воды заполнят все — верх и низ. Один за другим будут следовать плохие года с голодом и бескормицей. Демоницы и злые духи впадут в страшный гнев. От этого болезни людей и скота умножатся так, что нельзя будет даже перечислить все их названия, они распространятся, как пожар. Неожиданно станет трястись [земля], будут происходить наводнения, возникать пожары, подниматься ураганы. Храмы, ступы и города разрушатся в одно мгновение.

В это самое время будет разрушена и Большая ступа. Из-за этого разрушения наступит такое время, когда в Индии, в монастыре Дорчже (Ваджрасана, знаменитый монастырь в Индии, почитаемый буддистами как высшая святыня) придет в упадок колесо учения, в Непале, как ветер, распространятся войны, и несчастья будут непрерывными. Это будет время, когда в Индии люди будут умирать от голода, в Непале — от заразных и других болезней, в верхней Нгари — от землетрясения, в Уй и Цзан— от заразных болезней, эпидемий и голода. Это будет время, когда в стране Кишод (по-видимому, район в Центральном Тибете) провалится земля, в стране Мон (Район на юге Тибета, в Гималаях. ), в снежных горах, начнутся обвалы, в Тибете, на его пяти вершинах, появятся три неприступные крепости. Это будет время, когда в ущелье Иона, в жилищах медведей, будут скрываться святые, в стране Кхам взойдут два Солнца, в Китае неожиданно умрет царь. Это будет время, когда войска варваров будут сотрясять центр, монголы «мудур» (возможно, слово «мудур» означает «грубые») завоюют Нгари, войска Чжан войдут в Кхам, тюркские войска завоюют Индию, карлукские воины разрушат учение. Это будет время, когда храм Раса-Прулнанг (древнее название храма Будды в Лхасе) подвергнется опасности затопления. Славный Самъе разрушится, в ступе в Чжабруг (тибетское название Бутана) сдвинется колесо учения, великие тибетские земли опустеют. Это будет время, когда в уединенных обителях будут раздаваться бонские фразы, все великие благородные духовники умрут от яда, учение наставлений и свершений расколется на кусочки. Это будет^время, когда люди, придерживающиеся учения, будут внезапно умирать, лжецы, нарушающие обеты, будут вертеть людскими головами, облаченные же в желтые одежды чистоты станут издавать волчьи рыки. Перерождения демонов заполнят страну Тибет. Это будет время, когда распустятся шелковые узлы учения богов, распадутся соломенные снопы учения людей, изломается золотое ярмо царских законов, высохнут благодатные озера государственных уложений, исчезнет стыд за собственную ложь. Это будет время, когда, защищая добродетель, будут надеяться на вознаграждение, жестокий и безумный бык (Ландарма. Собственное имя царя было «Дарма», но к нему прибавлен слог «лан», что по-тибетски означает «бык») встанет во главе народа, горные перевалы, долины и ущелья наполнятся разбойниками, в переднем Тибете станут убивать святых, [люди], лишенные обетов, законов и начальства, разбредутся кто куда, свободная страна Тибет придет в упадок [История о Большой ступе Чжарунг-Кхашор 1995,239-242]. (Все-таки человеческая фантазия разыгрывается намного ярче, когда рисует страдания и горе, нежели — радость и счастье!)


назад к входящей ссылке